Одним из важнейших аспектов Послания Президента Республики Казахстан К.К. Токаева от 1 сентября текущего года является вопрос о состоянии национальной системы образования.
Глава государства остановился на всех уровнях системы, подчеркнув при этом приоритетность дошкольного образования. Многочисленные зарубежные и отечественные научные исследования доказали безусловную пользу и значимость раннего обучения, которое благотворно влияет на ментальные, физические и психологические качества детей дошкольного возраста, формирует у них тягу к познанию окружающего мира, самостоятельность, развивает коммуникативные навыки.
Уделять большое внимание воспитанию детей с самого раннего возраста всегда было в педагогических традициях Страны Великой степи. Как отметил в своем выступлении К.К. Токаев «Ел боламын десең, бесігіңді түзе» («Будущее страны формируется в колыбели младенца»).
На сегодняшний день серьезным препятствием для подготовки интеллектуально развитой и конкурентоспособной казахстанской молодежи является только 50% охват дошкольным образованием детей «золотого» возраста (от 2 до 6 лет), во время которого идет активное умственное развитие малышей. Таким образом, для половины из них теряется драгоценное время для закладки гибкого и прочного образовательного и интеллектуально-культурного фундамента личности.
Повышение социального статуса и заработной платы воспитателей, четкие требования к специалистам данной сферы, поэтапное снижение рабочей нагрузки, обозначенные в Послании К.К. Токаева направлены на выполнение главной задачи – формирование кадрового потенциала для детских дошкольных учреждений в лице качественно подготовленных и преданных своему делу педагогов.
На уровне среднего образования поднимаются нерешенные и по сей день проблемы аварийных и трехсменных школ, разницы между качеством образовательной инфраструктуры в городах и селах.
Ключевой задачей средней школы определено обеспечение достойных условий для обучения и всестороннего развития казахстанских школьников посредством реализации нового национального проекта «Комфортная школа».
В этих условиях, как совершенно справедливо отметил Глава государства, «решающую роль в построении Справедливого Казахстана сыграют школьные учителя».
Действенной мерой финансовой поддержки среднего образования является поручение Президента Казахстана К.К. Токаева расходовать на строительство школ все незаконно полученные средства, которые поступают в распоряжение государства в результате судов над коррупционерами.
В содержательной стороне среднего образовательного звена обозначено усиление в старших классах преподавания предметов естественно-математического цикла и английского языка, качественное преподавание казахского и русского языков, что в ближайшей перспективе позволит повысить конкурентоспособность казахстанской молодежи на отечественном и мировом рынке труда в контексте Четвертой промышленной революции и глобального научно-технического прогресса.
В сфере высшего образования в Послании затронуты важнейшие вопросы его доступности, обеспечения студентов общежитиями через активное использование механизмов государственно-частного партнерства с вузами и строительными компаниями.
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», - писали древнегреческие философы. В целом поручения Главы государства, озвученные в сентябрьском стратегическом документе, направлены на формирование и развитие актуальной системы образования, востребованной нашим временем.
Ведущий научный сотрудник
Службы исследовательских и международных проектов
Кенжебалина Г.Н.