ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ

В конце прошлого года мы стали участниками важного для нашей страны события – 20 ноября состоялись внеочередные выборы на пост Президента Республики Казахстан, в которых уверенную победу, набрав 81,31% голосов избирателей, одержал Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. Это стало ярким показателем доверия и готовности казахстанцев к осуществлению глобальной реформации всех сфер жизни страны во имя построения Нового Справедливого Казахстана. 

Предвыборная программа Главы государства «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» является последовательным и логическим продолжением ключевых идей осуществляемой сегодня конституционной реформы, а также сентябрьского Послания народу Казахстана. Она построена на конкретных шагах по масштабному развитию республики с персональным акцентом на каждого гражданина.

Этот стратегический документ определяет, как работу государственного аппарата на ближайшие семь лет, так и основные тенденции развития всего социума в будущем. В ней провозглашен переход к новой государственной политике, которая будет основываться на трех взаимосвязанных принципах: «Справедливое государство – Справедливая экономика – Справедливое общество». Как видите, затронуты политическая, экономическая и социальная составляющая нашей жизни. Упуская из виду любую из них, добиться глубинных изменений общества в долгосрочной перспективе невозможно.

Нам всем предстоит пройти полную перезагрузку. Новый проект модернизации, заявленный Президентом, обращен ко всем гражданам страны, особенно к молодому поколению. И говоря о подрастающем поколении особый акцент сделан на качественном воспитании и образовании. В наше непростое время только это является самым надежным вложением в «стабильное справедливое завтра». 

Учитывая, что закладывать фундамент необходимо с самого основания, решение о создании Национального фонда для детей – логичный и своевременный ход. В нем на имя каждого ребенка будут созданы накопительные счета, куда ежегодно будет перечисляться 50% инвестиционного дохода Национального фонда Казахстана. По достижению совершеннолетия ребенок сможет воспользоваться этими накоплениями для приобретения жилья или получения дальнейшего образования.

Глава государства также подчеркнул особую значимость дошкольного образования. Основываясь на результатах многочисленных зарубежных и отечественных исследований, можно с уверенностью сказать, что раннее обучение благотворно влияет на ментальные, физические и психологические качества детей дошкольного возраста, формирует у них тягу к познанию окружающего мира, самостоятельность, развивает коммуникативные навыки.

Однако серьезным упущением сегодня является то, что только 57,7% детей «золотого» возраста (от 2 до 6 лет), когда у них идет активное умственное развитие, охвачены дошкольным образованием. Таким образом, почти для половины казахстанских детей это драгоценное время теряется.

Согласно данным Правительства уже к 2025 году планируется довести охват детей дошкольным воспитанием и обучением до 100 %.

Повышение социального статуса и заработной платы воспитателей, четкие требования к специалистам данной области, поэтапное снижение рабочей нагрузки, все эти меры направлены на выполнение главной задачи – формирование кадрового потенциала для детских дошкольных учреждений в лице качественно подготовленных и преданных своему делу педагогов. 

Это также позволит обезопасить наших детей от некомпетентных воспитателей, чей непрофессионализм порой наносить непоправимый урон детской психике.

Если говорить, о среднем образовании, то и здесь все еще есть ряд нерешенные вопросов, связанных с аварийным состоянием школ, их перегруженностью, разницей между качеством образовательной инфраструктуры в городах и селах.

По последним данным в 2021 году дефицит ученических мест составил 264,8 тысяч единиц. При этом самый большой дефицит наблюдается в Туркестанской области – 27,4 тысяч мест, в Алматы – 25,9 тысяч мест и в Алматинской области – 19,4 тысяч мест. В Астане, Шымкенте и Жамбылской области дефицит ученических мест превышает 12 тысяч. 

Это недопустимые показатели, которые требуют скорейшего решения.              И таким решением должен стать национальный проект «Комфортная школа».

Целью этого проекта является ликвидация аварийных объектов, трехсменного обучения и дефицита ученических мест в организациях среднего образования.

Благодаря его реализации в республике будет создано свыше 800 тысяч ученических мест, отвечающих всем современным требованиям. 

Так, в течение 2023-2025 годов планируется построить и ввести в эксплуатацию порядка 400 школ с повышенными комфортными условиями для учащихся. Эти учреждения образования будут построены как в городах, так и в самых удаленных селах.

Концептуальными отличиями новых комфортных школ станут соблюдение единого стандарта строительства, применение строительных материалов казахстанского производства, повышенные меры безопасности детей, полное оснащение предметными кабинетами и лабораториями, наличие раздельных учебных блоков и спортивных залов для учащихся младших и старших классов, необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями и др.

На период строительства объектов функционирует информационная система для мониторинга хода строительства, интерактивная карта с функцией видеотрансляции и фотоотчетов строительных площадок для широкого круга пользователей.

Все эти меры приведут к обеспечению детей необходимым количеством ученических мест, сокращению дистанции между городом и сельской местностью, а также позволят создать к 2025 году более 100 тысяч рабочих мест за счет строительства объектов образования. 

Продолжится и политика по внедрению в школах трехъязычия. Планируется усилить в старших классах преподавание предметов естественно-математического цикла и английского языка, качественное преподавание казахского и русского языков, что в ближайшей перспективе позволит повысить конкурентоспособность казахстанской молодежи на отечественном и мировом рынке труда. 

Не остался без внимания и сектор высшего образования, в частности затронуты важнейшие вопросы его доступности. Не секрет, что стоимость обучения в казахстанских вузах неуклонно растет, поэтому планируется выделение государственных образовательных грантов, которые в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей будут дифференцированы по размеру – от 30 до 100%. 

Таким образом, с одной стороны частично снимается нагрузка с государственного бюджета, с другой стороны реализуется дифференцированный подход, своеобразное «сито» через которое по итогу пройдут только лучшие из лучших. Эти меры сделают высшее образование более доступным, а также укрепят в обществе идеологию партнерства и взаимной ответственности.

Следующий чувствительный вопрос – это обеспечение учащихся общежитиями. Сегодня в Казахстане насчитывается 624 тысячи студентов, из них в общежитиях проживает лишь 115 тысяч, в целом лишь в 28 вузах из 120, студенты на 100% обеспечены местами в общежитиях.

Поэтому, дополнительно предлагается расширить механизм государственно-частного партнерства с вузами и строительными компаниями по вопросам, касающимся проживания учащихся. Нормативно будут закреплены требования к вузам по обеспечению студентов общежитиями, прорабатывается возможность субсидирования затрат на проживание иногородним студентам из социально уязвимых категорий. Это особенно важно для молодых людей, приезжающих в город из сельской местности для получения профессионального образования.

В содержательной стороне высшего образовательного звена обозначено усиление знаний студентов путем их практической отработки. 

К примеру, будут построены многопрофильные больницы при медицинских вузах. Так, мы получим эффект «дуального обучения», когда, не отходя от самого образовательного процесса учащиеся проходят практику. Как показывает мировой опыт, данный подход успешно апробирован и является весьма эффективным.

Как видите в Предвыборной программе Президента РК К.К.Токаева на образование подрастающего поколения делается большая ставка, однако государство готово лишь помогать и создавать условия, остальное – зона ответственности самой молодежи. 

Им необходимо быть активными и целеустремленными. Ведь в современном мире только образованный человек может в полной мере раскрыть свой потенциал и принести пользу обществу, обладая критическим мышлением и пытливостью ума. 

И именно такие молодые люди являются главной движущей силой в построении Нового Справедливого Казахстана! 

 

Руководитель 

Пресс-службы Библиотеки первого президента РК

А. Нуркенов